МБДОУ
Педагогический проект Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах по слуху»Цель: формирование интереса к миру звуков, развитиемузыкальных творческих способностей, в том числе слухового внимания,звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Задачи: - Поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке; - Развивать природную музыкальность детей и первоначальныенавыки музицирования; - Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность,самостоятельность и свобода мышления, способностьк спонтанному творческому поведению; - Развиватьнавыки общения и сотрудничества; - Формироватьи развивать навыки игры на музыкальныхинструментах по слуху; - Способствовать применению усвоенных музыкальныхзнаний в игровой практике. Я, как имногие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поискоминтересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меняволновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интереснодля детей. И как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить ихслышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Сейчас ужемногим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственновозможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. Современноепонимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их впроцесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры:ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активныхтворческих действий. Напротяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме «Развитиемузыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальныхинструментах и элементарное музицирование с элементами концепции Карла Орфа». Игра намузыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительскойдеятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры намузыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие иэстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию такихволевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость,развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальныхинструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра намузыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук,способствует координации музыкального мышления и двигательных функцийорганизма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учитпонимать и любить музыку. Игру намузыкальных инструментах можно использовать в самых различных видах детскойдеятельности: · ООД по музыкальному воспитанию · театральная деятельность · выступленияна праздниках В разныхвидах деятельности: · пение · слушаниемузыки · движение. Чтобы датьдетям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближесоприкоснуться с миром музыки, я организовала в нашем детском саду “Веселыйоркестр”. В своейработе я использовала авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой “Элементарноемузицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом!Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа”. Мнепонравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектрвозможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлениюмузыкальных и творческих возможностей детей. Еще мнеимпонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Онаутверждает – “Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простыхмузыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд липодойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”. Система заданий, которые входят в эту программу позволяют: 1. Поддерживатьу детей устойчивый интерес к музыке 2. Привитьнавыки игры на музыкальных инструментах 3. Знакомить спроизведениями детской классической музыки на практике 4. Овладеватьпростейшими элементами музыкального языка 5. Формироватьу детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность исвобода мышления 6. Развиватьнавыки общения и сотрудничества. Основными видами деятельности по элементарному музицированию являютсяактивные формы: 1. Пение 2. Игра на детскихмузыкальных инструментах 3. Речевыеупражнения и движения
Цель: прививать первоначальные навыки творческогоансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичногомоделирования творческих процессов.
Задачи:
Обучающие: 1. Привлечьвнимание детей к богатому и разнообразному миру звуков. 2. Познакомитьс музыкальными инструментами и приемами игры на них. 3. Исполнятьнебольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением. 4. Исполнять несложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул 5. Слышатьсильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальнымиинструментами. 6. Использоватьмузыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок. 7. Исполнятьнебольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальныхинструментах. Развивающие: 1. Развиватьтонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативноемышление и воображение. 2. Развиватьчувство ритма и ручной праксис. 3. Развивать удетей чувство уверенности в себе. 4. Развиватькоммуникативные функции речи у дошкольников Воспитательные: 1. Формироватьу детей чувство коллективизма и ответственности. 2. Воспитыватьу детей выдержку, настойчивость в достижении цели. Совместная работа ссемьей.
Тема: «Элементарное музицирование с детьми дошкольноговозраста» 1.Актуальность проблемывзаимодействия семьи и музыкального руководителя при реализации данногопроекта. 2.Организациявзаимодействия родителей, музыкального руководителя, воспитателей и детей приосуществлении данного проекта.
Мною накоплен опыторганизации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективностинравственного, умственного, художественного воспитания и музыкального развитиядетей. Постоянно совершенствую содержание и формы работы с родителями, стремясьдобиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка вдошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. Актуальность поднятой темы проекта состоит в том, чтодетский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение,с которым вступают в контакт родители, где начинается их систематическоепедагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависитдальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольногоучреждения, а в частности и музыкального руководителя, воспитателей, зависитуровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровеньсемейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистомсредств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе долженслужить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с довериемотнесутся к рекомендациям по данной теме и, охотно будут устанавливать с нимиконтакт. Музыкальный руководитель должен постоянно повышать требования к себе,к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Объектом данного проекта является педагогическоепросвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогическогопросвещения. Ведь как бы ни продумывались формы обучения элементарномумузицированию детей, какой бы высокой ни была квалификация воспитателей имузыкального руководителя, невозможно достигнуть поставленной цели безпостоянной поддержки и активного участия родителей в процессе. Всестороннеегармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всейсистемы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Рольсемьи в создании такой согласованности трудно переоценить. Поэтому крайневажно, чтобы основной составной частью работы по данной теме была пропаганда знанийсреди родителей. Основное направление данногопроекта – раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями, детьми,всеми специалистами в музыкально-дидактических играх, в импровизационно-игровомисполнительстве. Войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения сней, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровойпрактике, необходимых для повышения активности родителей как участниковвоспитательного процесса. Для создания в семьеблагоприятных условий для обучения детей и просвещения их родителей,необходимо, прежде всего, овладеть объемом определенных знаний по элементарномумузицированию и изготовлению шумовых инструментов, практическими навыками иумениями в данной деятельности. Задачами данного проекта были: Показать актуальность проблемы; Творческое развитие природной музыкальности детей и первоначальных навыковмузицирования дома и в детском учреждении; Изучить дифференцированный подход в работе с родителями; Определить время проведения работы с родителями дошкольников; Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями.
Вся деятельность повоплощению данного проекта преследует одну цель - воспитать свободного,развитого, музыкально-образованного человека, готового для жизни в обществе, всоциуме. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться воплотить их в жизньс наибольшей степенью успеха. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенкав общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны.Обучение ребенка культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа –прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно безсистематического просвещения родителей.
Организация взаимодействия семьи и ДОУ.
Целесообразноорганизованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществлятьсяпоэтапно и имеет своей задачей формирование активной позиции родителей. Правильно организованнаяработа носит обучающий характер. Музыкальный руководитель должен опираться наопыт, накопленный в результате работы, распространяя его, используя в обучающемпроцессе для усиления положительных тенденций. Первым и решающим условиемположительного направления взаимодействия являются доверительные отношениямежду музыкальным руководителем, воспитателями, и родителями. Контакт долженстроиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу обучениямузицированию, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Дифференцированный подход к работе с родителями.
Дифференцированныйподход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер,направленных на повышение их музыкальных знаний и умений в игре на шумовых идругих музыкальных инструментах. Условиями успеха являются:
- взаимное доверие вовзаимоотношениях между музыкальным руководителем и родителями;
- одновременное влияниена родителей и детей;
Такая дифференциацияпомогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.Дифференциация проводиться на основе тестирования, анкетирования, «живогообщения – обучения» по определенной программе:
3. Наличие музыкальныхинструментов в семье.
После изучения семейнеобходимо составление своеобразного неофициального документа по потенциалу вработе над данным проектом, с целью наибольшей его эффективности икорректировки педагогического воздействия.
Для выявления уровнямузыкальной культуры и степени участия родителей в этом проекте можноиспользовать следующие методы:
Конспект НОД«Прекрасен мир поющий» Для детей старшей группы
Цель: формирование интереса к мирузвуков, развитие музыкальных творческих способностей, в том числе слуховоговнимания, звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Задачи: · создатьрадостную творческую атмосферу, закреплять имеющиеся у детей навыки умения игрына музыкальных инструментах, · побуждать ксамостоятельному музицированию. Предварительная работа: · знакомство смузыкой Э.Грига, П.И.Чайковского. · разучиваниемузыкально-инструментального оформления к музыке Брамса “Венгерские танцы” всовместном творчестве педагога и детей. Дети входят в зад под музыку Э.Грига “Шествие гномов” Музыкальный руководитель.
Здравствуйте, ребята. Вы узнали музыку, которая вас встречала? Догадались, кто у нас в гостях?Это наш знакомый гномик Погуляй-ка. Музыкальный руководитель показывает детям игрушку Какой у него характер? /ответы детей/ Про характер можно сказать, а можно его показать. А давайте покажем, какой наш гномик. Дети в движении изображают весёлого, непоседливогогномика под музыку Э.Грига “Шествие гномов”. Оказывается, гномик не всегда был таким веселым. Хотите узнать его историю? Рассаживайтесь удобно. Дети с музыкальным руководителем усаживаются на ковре. Музыкальный руководитель. Далеко-далеко, за высокими горами, изумрудными морями есть сказочнаястрана, где живут гномики. Правил этой страной злой Король. И музыка тамзвучала всегда мрачная. Э.Григ “В пещере горного Короля” 16 февраля 2016 в 20:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.